
На протяжении последних полутора веков происходило формирование традиционной структуры мирового машиностроения, которая включает три основные подотрасли, на каждую из которых приходится одинаковая доля в совокупной стоимости продукции. Выделяют:
— общее машиностроение (производит промышленное и сельхоз оборудование любого назначения и типа);
— транспортное машиностроение (выпускает все вида воздушных, наземных и водных транспортных средств);
— электротехническая промышленность (выпускается продукция, обслуживающая производство электроэнергии, позволяющая передавать ее потребителю и преобразовывать в иные виды энергии).
Подобная структура машиностроения характерна и для современного мирового производства. Однако в конце XX века, особенно начиная с 80-х годов, в странах с развитой рыночной экономикой – США, странах Западной Европе, а чуть позже и в Японии, в машиностроении произошли серьезные структурные сдвиги.
Изменения в структуре машиностроения
В последнее время произошли существенные сдвиги в темпах развития различных отраслей машиностроения, изменилось отраслевое размещение машиностроительных районов и центров. Так, в транспортном машиностроении произошел уклон в сторону выпуска легковых автомобилей и различных воздушных судов. Ракетно-космическое машиностроение обособилось от родственного авиастроения. С развитием информационного общества произошло выделение электронной промышленности, направленное на изготовление и выпуск оборудования нового поколения.
Приоритетные направления
Приоритетными сегодня считаются такие направления, как электронная, автомобильная и авиационная отрасли, что объясняется высокой стоимостью производимой ими продукции. К тому же спрос на такую продукцию всегда высок, равно, как и на услуги по ее обслуживанию. В постиндустриальном обществе любая техника или оборудование должны удовлетворять в первую очередь интересы и потребности каждого индивида.
Современное производство стимулируется возрастающим уровнем жизни населения. В машиностроении появились такие понятия, как «бренд», «имиджевость». В целом можно говорить о «гуманитаризации» машиностроения, что нашло отражение в том, что сейчас предъявляют повышенные требования не только к качеству изделия, но и к его дизайну. Даже в рекламных кампаниях акцент делается на то, современная техника становится частью семьи, может заменить партнера по бизнесу, творчеству и даже досугу. Это особенно заметно в производстве продукции электронной промышленности.
Научно-техническая революция
В 80-х годах XX столетия в ряде наиболее развитых стран Запада стартовала научно-техническая революция, перевернувшая все мировой хозяйство. Она повлекла за собой изменения и в машиностроении, отразившись на его структуре и географии. Суть революции заключалась в массовом внедрении в производство систем автоматизированного проектирования и гибких автоматизированных производств. Главными их компонентами были роботы и промышленные компьютеры, станки с ЧПУ, особые транспортные системы, а также внедрение новых методов управления персоналом.
Внедрение ЭВМ для управления производством позволило перестроить все особо важные производственные процессы, обеспечило их гибкость, мобильность, что особенно важно в современных условиях, для которых характерно постоянное изменение конъюнктуры рынка.
Знать структуру, динамику и степень развития современного машиностроения необходимо для того, чтобы принимать взвешенные продуманные решения, уметь внедрять в производство современные системы автоматизации и механизации, направленные на экономию производственных площадей, труда и времени. Любой предприниматель, начинающий производственную деятельность, должен быть знаком с современными тенденциями развития машиностроения.