
Слово шпала произошло от нидерландского «spalk», что на русский язык переводится как подпорка. Шпалами являются подпорками в виде брусьев для рельсов. Их укладывают на балластный слой, расположенный на верхнем строении пути при строительстве железнодорожных путей. Они играют очень важную роль. Шпала принимает на себя давление рельсов или от их промежуточных сцеплений и передает его на балластный слой. Кроме того, предназначением шпал является обеспечение постоянства взаимного расположения рельсов.
Сначала вместо шпал использовались плиты каменные. И именно на них, как на основание укладывались рельсы. С течением времени стали появляться деревянные шпалы, а позднее и железобетонные и стальные.
Самое большое распространение в мире имеют деревянные шпалы. Они имеют целый ряд преимуществ. Дерево – материал очень упругий, имеет очень хорошие электроизоляционные свойства, он сравнительно дешев. К деревянным шпалам намного проще крепить рельсы. Недостатком таких шпал является их невысокий срок службы по причине износа, гниения и растрескивания. Кроме того, расход древесины довольно высок. Так на 1 километр железнодорожного полотна требуется изготовление 1840 шпал, а это около двух гектаров леса. Изготавливают шпалы из таких пород деревьев, как сосна, лиственница, кедр, ель, береза. Для защиты шпал от влияния внешних факторов и быстрого износа они подвергаются специальной обработке – пропитке специальными антисептиками или креазотом. Пропитанная шпала довольно устойчива к атмосферным осадкам, срок ее службы увеличивается в разы. После пропитки вес шпалы увеличивается приблизительно на восемь килограмм. Срок службы шпал в зависимости от условий эксплуатации и вида древесины, из которых они изготовлены, колеблется от 7 до 40 лет.
Шпалы по своему назначению должны соответствовать некоторым характеристикам. Они должны быть прочными и упругими, иметь хорошее сопротивление к износу и перемещениям, изготовление и содержание должно быть довольно простым, при минимуме затрат, и самое последнее они должны обладать хорошим сроком службы.